|
Крокет.
Составил Сергей Галактионов. 1880 г. (в тексте сохранена стилистика)
Года три или четыре как эта гимнастическая игра, вывезена из Англии, где она в сильнейшей степени очень распространена, вошла в употребление и у нас в России. Молодежь встретила ее весьма сочувственно, и мы считали-бы себя неправыми, исключив ее из нашего сборника, тем более, что со времени своего появления в нашем отечестве, она обогатилась многими новыми правилами, не всем из наших читателей, быть может, известными.
В Крокет на всяком ровном поле и хорошо утоптанном пространстве и даже на луговинах, поросших невысокую травою.
На этом, более или менее удачно выбранном месте, устраивают Арену или основу игры (см. рис. 1). Эта Арена, как видно из чертежа, состоит из девяти дугообразных проходов и двух столбиков, из которых один есть (А) Входный пункт, а другой (Б) Выходной пункт. Если пространство позволяет, то, от Входного столбика до первой дуги, должно быть, по крайней мере, футов шесть (1,83 м) расстояния, равно как и между первой и второй дугой, но между второй и средней дугой полагается 12 ф. (3,66 м), т.е. вдвое более. Расстояние между боковыми дугами должно быть также 12 ф.
Поле для игры в крокет. Рисунок 1880 г. и реконструкция по описанию.
Само собою разумеется, что при недостаточно широком пространстве, размеры эти должны быть уменьшены, но это значительно убавит приятность игры, в которой простор одно из главных условий.
Участвовать могут, от 2-х до 8 человек, которые и делятся на ровные партии, поэтому число играющих должно быть непременно четным.
Снаряды этой игры состоят из разноцветных Шаров и таких же колеров деревянных Молотков с длинными рукоятками. Прибор этот можно купить в каждом хорошо снабженном игрушечном магазине, а особенно в токарных магазинах.
Игроки одной партии выбирают Шары и Молотки темных цветов, напр. синего, черного, коричневого, темнозеленого, фиолетового и пр., а другая партия или группа вооружается снарядами светлых колеров, напр. белого, розового, голубого, палевого, желтого, лилового, красного и др. Каждый игрок должен иметь свой Шар, ежели-же играющих только двое, то каждый из них запасается двумя Шарами.
Окончив, таким образом, свои первоначальные приготовления к бою, противники расставляют свои шары в 12 дюймах (30,48 см) расстояния от Входного пункта или столбика, имея основною целью, чтобы Шар, им пущенный, прошел непременно под Проходами, означенными №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7, и – тогда, коснувшись до столба Б, прошел, на обратном пути, под проходами 7, 6, 8, 4, 9 и 1. Если все игроки первой партии успели пройти, таким образом, под означенными проходами прежде своих противников, то партия ими выиграна.
1) Синего цвета шар доставляет игроку своему право начинать игру.
2) Шары и Молотки разбираются по жребию, и Молоток каждого игрока должен соответствовать цвету его Шара.
3) Бить по Шару боковой стороной Молотка не позволяется, а всегда одним из плоских его концов. Молоток этот довольно схож с кухонной колотушкой, которую разбивают мягкие части мяса, только рукоятка гораздо длиннее, не меньше доброй бамбуковой трости.
4) Очередь должна строго соблюдаться и для этого игроки предварительно уславливаются в очереди цветов, которыми отличаются снаряды. В продолжении всей игры, раз принятая и установленная с общего согласия, очередь не должна быть изменена ни под каким предлогом.
5) Каждый игрок бьет или катает свой Шар до тех пор, пока он не пройдет под всеми Арками или Проходами, в выше означенном порядке.
6) Игрок, потерпевший неудачу, передает очередь следующему.
7) Входной столбик Б носит в игре техническое название Бизани, а противоположный столбик А называется Фок.
8)
Для того, чтобы считаться выигравшим партию, игрок должен пройти своим Шаром все Арки, т.е. дуги или проходы, указанные цифрами на нашем рисунке, коснуться Бизани и возвратиться к Фоку.
9)
Игрок, не попавший Шаром в тот Проход, который предстоял ему по правилам игры, теряет право катать Шар, до следующей своей очереди. Чтобы не сбиваться и избегнуть недоразумения между товарищами, игрок, в этом случае делает какой-нибудь свой знак на той дуге, через которую после всего прошел его Шар.
10)
Шар считается сделанным, т.е. выполнившим назначение, когда он остановится по ту сторону дуги, под которую ему следовало прокатиться.
11)
Шар бывает несделанным, ежели он остановится перед проходом или под его дугою, а иногда также, если он покатится обратно, пройдя правильно под надлежащим проходом. В этих случаях возникают непременно недоразумения, а затем и жаркие споры между играющими, для прекращения которых один из игроков кладет свой Молоток по ту сторону прохода так, чтобы палка молотка касалась самой дуги. Если при этом опыте палка не касается шара, то он считается сделанным, в противном-же случае удар игрока был неудачен.
12)
Рокировать, значит в этой игре право направить ударом Молотка в сторону чужого Шара, свой шар в случае, однако, если он прошел уже под Дугою (Аркою).
13)
Должно стараться рокировать на столько удачно, чтобы сдвинуть с места Шар противника и тогда игрок уже обязан крокировать, т.е. он ставит свой Шар рядом с рокированным Шаром, так чтобы Шары прикасались друг к другу, потом, придержав свой Шар ногой, отгоняет молотком чужой шар, как можно далее от проходов. Если-же играют группами и Тронутый, т.е. Рокированный шар принадлежит кому-нибудь из его товарищей, то, пользуясь данным ему правом крокировать, игрок должен стараться направить дружеский шар так, чтобы он прошел под очередным Проходом (Аркою).
14)
Если, во время рокирования, Шар игрока случайно задел несколько Шаров, он пользуется выгодным правом крокировать их всех.
15)
Ежели, во время крокирования, игрок нечаянно сдвинул свой Шар, он обязан установить его на прежнее место, а за свою неловкость платит штраф, установленный по предварительному и общему согласию.
16)
Крокировать дважды один и тот-же Шар не допускается иначе, как если игрок снова пропустил свой Шар через очередную дугу.
17)
Ежели игрок, во время крокирования, промахнулся, промахнулся, то до следующей своей очереди не имеет права катать свой шар.
18)
Ежели Шар выскользнул из под ноги игрока, он должен поставить его на прежнее место, но права крокировать не теряет.
19)
Шар, не проходивший ещё под первым проходом (Аркою), не может, ни в коем случае, быть сделан.
20)
Крокированный шар, прошедший под очередным проходом считается сделанным.
21)
Ежели Шар ударился об Бизань, - его считают за прошедшего под очередною дугою (аркою).
22)
Игрок, успешно проведший свой шар под всеми Проходами (Арками), не только выигрывает партию, но вступает в звание Бойца, и тем приобретает право прекращать или продолжать игру, предписывать новые правила, изменять выбор цвета снарядов и пр. Кроме того Боец имеет еще и то огромное преимущество, что может рокировать сколько раз хочет, крокировать-же один и тот-же Шар может только дважды сряду.
23) Неудачный удар и для Бойца, как для прочих игроков, наказывается ожиданием новой очереди. Такой шар называется Мертвым.
24) Игрок, задевший за чей-нибудь Мертвый шар заступает его место, а его оживляет.
25) Пропускать свою очередь не выгодно, потому что за такую ошибку игрок делается Мертвым до будущей очереди, разве только промах неловкого игрока воскресит его, но играть не в свою очередь еще не выгоднее, в особенности, если ошибку заметят прежде чем кто другой пустил свой Шар. Кроме того, что штраф за такую оплошность назначается значительный, провинившейся игрок должен поставить свой Шар на прежнее место и, как-бы он счастливо не играл, звание Бойца для него навсегда потеряно.
26) Ежели ошибка в очереди замечена игроками после того как другие играли, то провинившейся платит только штраф и делается Мертвым до новой очереди, то по открытии этой штуки, на него только налагается штраф.
27) Игра или партия считается выиграной, когда все игроки которой-нибудь из групп, прошли под всеми Проходами (Арками) и коснулись Фока или Мертвых шаров.
28) Для большей ясности игры, кругом места, избранного для упражнения в Крокет, чертят границу, через которую должно стараться не перекатывать свой Шар, так как эта неловкость называется штрафом, а Шар должно поставить на прежнее место.
29) Крокирование выгодно, без всякого сомнения, но хороший, т.е. осторожный и хладнокровный игрок не должен им злоупотреблять, потому что излишнее пристрастие к этому приему может испортить руку игроку, сделать его невнимательным к другим ударам и отнять у него всякую возможность попасть в Бойцы, что составляет цель всякого игрока в Крокет. А для этого необходимо, набить себе руку в катаньи Шаров настолько, чтобы удачно проходить в Проходы (Арки), и поэтому не крокирование, а успешное проскальзывание под Очередными дугами (Арками) должно быть предметом заботы хорошаго игрока.
30) Частое упражнение в эту игру лучше всего может выяснить игрокам недостаточность, собранных нами правил и служить к их дополнению на практике; но в видах безметежности этого веселого препровождения времени и для устранения всякого неприятного недоразумения между играющими, мы им советуем все спорные пункты решать большинством голосов и утверждать новые правила не иначе, как с общего согласия. Боец имеет право действовать самовластно, это правда, но и он, под влиянием хорошего воспитания, не злоупотребит своею властью, мы в том уверены.
Источник: Раздел «Крокет» в книге «Практическое руководство, чтобы правильно, верно, со всеми тонкостями играть без проигрыша в шахматы, шашки, бильярд, кегли, лото, триктрак, домино, лапту, крокет и бирюльки».
Составил Сергей Галактионов.
Санкт-Петербург : тип. Б.Г. Янпольского, 1880 г.
Дозволено Цензурою. С.-Петербургъ, 26 Мая 1879 г.
|
|